Пресса
Приходская книга столицы. Рустам Рахматуллин. Известия. 28.02.2007
/images/420/283.jpg
В москвоведении событие - вышла книга "Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек" под редакцией историка архитектуры Андрея Баталова. 13 приходов и монастырь, существовавшие между Маросейкой и Москвой-рекой к моменту революции, описаны на 500 страницах альбомного формата. Если это начало серии, то для описания храмов и приходов в городских границах 1917 года потребуется 25-30 аналогичных томов.

"Археология" в заглавии книги - дань традиции, XIX веку, когда этим словом называлась местная история, включавшая историю архитектуры. Книга действительно традиционна, восходит к опытам Снегирёва, Мартынова, Забелина - корифеев москвоведения позапрошлого столетия. Почти двадцать последних лет наука может свободно высказываться на церковную тематику, но тот же срок потребовался, чтобы она научилась высказываться изнутри традиции, на языке предмета описания. Авторы книги - Андрей Баталов, Леонид Вайнтрауб, Лидия Головкова, Мария Карпова, Владимир Скопин - умеют это.

Традиционному взгляду город открывается как система церковных приходов. Она подобна зрелищу дождевых кругов на воде. Книги, к которым мы привыкли, ведут нас другими кругами, а чаще квадратами, радиусами и петлями. И так же ходят экскурсоводы. Первая мысль по прочтении книги: редкий краевед нанесет сетку былых приходов поверх современной карты. Мысль вторая: провести бы экскурсию вокруг одного храма, отдаляясь и возвращаясь, не выходя за границы прихода.

Приходские церкви были пространственным и содержательным центром жизни москвичей - от крещения до отпевания. Это понятно, забыто другое: в первые 600 лет существования города москвичей и хоронили в оградах городских погостов, люди видели фамильные некрополи из окон собственных домов. Малая доля эпитафий, в виде закладных досок, сохранилась на наружных стенах церквей. Иногда их можно прочитать.

Приход - это неповторимый, как шифр, набор нескольких знатных или множества простых фамилий. Знатный приход - это, может быть, пять огромных дворов, где, однако, живут 200 и более слуг. В пореформенную эпоху дворы должны, казалось бы, пустеть, но нет, приходы росли: это строился и населялся буржуазный город. Социология прихода почти так же увлекательна, как история фамилий или архитектура домовладений.

Архитектура и история храмов представлена в книге с новой и ровной обстоятельностью. По церковно-археологической традиции приведены все имена священников, диаконов, дьячков, псаломщиков, их жен, детей, даже родителей и дедов - основателей династий, известные по письменным источникам с древнейших и до нынешних времен. Опубликованы все известные описания церковных ризниц, интерьеров и иконостасов. Расшифрованы сохранившиеся эпитафии и процитированы несохранившиеся, переписанные прежними учеными. Кажется, архивы выбраны до дна.

Что до жилых владений, то здесь обстоятельность исследования оказывается неодинаковой. Мария Карпова расселяет по современным адресам всех прихожан церквей Николы в Подкопае и Трех Святителей, прослеживает переходы всех домовладений из рук в руки с XVII столетия до 1917 года. Авторам других глав это удалось не до конца, или они не ставили перед собой таких задач. Жаль. В результате, например, мифические палаты Шуйских в Подкопаевском переулке (приход Трех Святителей) нашли своего истинного строителя - князя Ивана Михайловича Барятинского, а мифические палаты Мазепы в Колпачном переулке (приход Святого Владимира) не нашли, хотя круг возможных владельцев очерчен храмовыми книгами.

В центре композиции тома, как в центре Ивановской горки и Ивановского сорока, - Ивановский монастырь. Ему посвящены даже две главы. Вторая, написанная Лидией Головковой, повествует о советских гонениях (установлены биографии 59 последних монахинь), о концлагере в стенах монастыря, о филиале этого учреждения на Большой Ордынке, о таинственных путях возрождения обители.

Архивные планы, фасады, записи, портреты прихожан публикуются обильно и в цветах оригиналов, чего всегда не хватало краеведческим книгам. Прибавить живописные реконструкции архитектора-реставратора Владислава Рябова (традиция Аполлинария Васнецова) и современную черно-белую фотосъемку оригинального архитектора Ильи Уткина. Всё вместе - в оформлении художника Кирилла Заева - делает книгу почти глянцевой, почти гламурной. Вспоминается прошлогодний двухтомник о Спиридоновке (см. "Известия" 16.10.06), созданный в том же научном кругу, выпущенный тем же издательством "Лингва-Ф" и тем же банком. "Интеллектуальный гламур" - еще одна тенденция нового москвоведения.
ССЫЛКИ